Умение говорить проявляется в умении вести диалог с деловым партнером.
Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях — 80% объема исходной информации.
Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.
Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога. Последовательный ряд, состоящий из вопросов «что?», «кто?», «где?», «какими средствами?», «почему?», «как?», «когда?», позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее вербально-логического анализа.
Вопрос и ответ, как известно, есть две противоположности единого целого. Вопрос есть обращение, требующее ответа; ответ — высказывание, вызванное вопросом.
Чтобы получить вразумительный ответ важно владеть техникой постановки вопросов. Вопросы — это импульсы для активации. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы, причем задаваемый вопрос уже определяет ответ.
В литературе по деловому общению[1] дана характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.
Различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (так называемые «ли» — вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «надо ли», «действительно ли» и т.д.
Восполняющие вопросы направлены на получение новой информации. Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? где? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию. Отсюда и название восполняющего вопроса — «что» — вопрос» или информационный вопрос.
Толығырақ: https://studme.org/152760/menedzhment/dialog_delovom_obschenii_umenie_zadavat_voprosy