черты научной диалогической речи:
1.Диалог – расспрос,
2.Диалог - унисон (согласие),
3.Диалог - диссонанс (несогласие),
4.Диалог – уточнение, диалог-переспрос,
5. Диалог (полилог) – обсуждение.
Задание 3. Прочитайте текст Ю.А. Фомина «Что ждет человечество в наступающем тысячелетии?». Составьте разные виды диалога на основе данного текста.
Вряд ли подтвердятся прогнозы демографов, что к 2060 году население нашей планеты достигнет 10 миллиардов человек. Видимо, события будут развиваться по другому сценарию. Он уже воплощается в виде действия закономерностей, сущность которых мы не понимаем и воспринимаем их как трагические случайности. Противоречия будут обостряться, ставя перед человечеством все новые тяжелые проблемы: массовые «болезни цивилизации», неизвестные эпидемии, стихийные бедствия, катастрофы и даже социальные неурядицы и потрясения. Все это усложняет условия существования человека. И зависимым от стечения обстоятельств. В результате начнется сокращение численности населения.
Но одновременно в недрах человечества начнет формироваться новый, более совершенный биологический вид – человек будущего. Для появления этого вида понадобится один или даже несколько веков. Что касается внешнего вида нового человека, то ведь изменение биологического строения организма происходит очень медленно. Поэтому можно предположить, что человек будущего внешне будет похож на нас с вами, хотя некоторые отличия все же возможны. Человечество постоянно прибавляет в росте, примерно на 1-2 сантиметра в столетие. Не исключено поэтому, что наш потомок по сравнению с нами будет немного выше. Вероятно, увеличиться и размер черепа.
Но главные отличия человека будущего от нашего современного следует ожидать не в облике, а в изменении его способностей и образа жизни. Люди «умнеют» из поколения в поколение. Это находит свое отражение в усложнении школьных программ, росте числа прочитанных за жизнь книг, просмотренных фильмов и т.д. В результате совершенствуется структура мозга, расширяются его возможности. В нашем веке этот процесс протекает очень быстро и все время ускоряется. Сейчас дети в 6-7 лет по умственному развитию превосходят детей 8-9 лет, живших полвека назад. Но здесь кроется противоречие, именуемое информационным кризисом: способности человека воспринимать и перерабатывать информацию не соответствуют ее растущему потоку, поэтому неоправданно велики сроки обучения, уже сейчас достигающие 15-20 лет.
Для устранения этого противоречия человек должен обладать возможностью получать информацию, помимо зрения и слуха, каким-то иным способом. Вполне возможно, что у наших потомков разовьется способность использовать для получения информации некие волны или силовые поля, которые не фиксируются современными приборами, но существование их уже не подвергается сомнению. Развитие этих способностей может привести к тому, что человек станет получать информацию, заложенную в «душах» живых и умерших людей. Мистики тут никакой нет. Как показали эксперименты, «душа» - это скорее всего сгусток информационного поля, который не исчезает со смертью человека.
Таким образом, человек станет как бы постоянным абонентом единого информационного поля всей цивилизации. Естественно, эти новые способности человека не могут не отразиться на общем укладе всей жизни будущего человечества. Если еще два-три века назад люди жили сравнительно автономно, то сейчас выживание человечества обеспечивается его зависимостью от общества. Мы существуем исключительно за счет использования труда огромного числа людей: нас одевают, кормят, учат, лечат, обеспечивают жильем, светом, теплом. И все это – в обмен на наш труд.
Но остается одна сфера, где человек сохраняет полную автономию – это его мозг. Никто не может проникнуть в него и узнать, о чем думает человек, чего он хочет, а чего не хочет. Однако если человек потеряет автономию мышления и станет частью единого информационного поля, это позволит ему получать любые знания, и приобретенные им знания и опыт сразу же поступят в распоряжение всего общества.
Словом, будет единый всеобщий мозг, находящийся в собственности всего общества. В то же время, думаю, уменьшится необходимость в некоторых технических средствах, без которых не обойтись современному человеку. Вероятно, станут ненужными все виды связи, обучение, лечение и многое другое. Исчезнет разделение труда, так как человек, обладая возможностью получить в любой момент любые знания, сам может сделать то, для чего ныне привлекаются представители узких специальностей.
Итак, человек третьего тысячелетия будет обладать материальной независимостью от общества, но полной зависимостью мышления. Наверное, с нашей точки зрения это будет не очень привлекательное общество, но, я думаю, первобытному человеку современный мир тоже бы показался несуразным.