Священный Коран раскрывает тайные глубины науки 04 Апр 2009 Фетхуллах Гюлен Главная цель Священного Писания – Корана заключается в наставлении людей на путь истины, чтобы они уверовали в Бога-Создателя, который известен нам через все, что есть на земле и на небесах, через то, что доступно нам, и через то, что еще будет открыто, чтобы они встали на путь веры и поклонения Единому Богу, чтобы они строили свою частную и общественную жизнь таким образом, что способствовало бы достижению ими счастья как в этом мире, так и в следующей жизни. Священный Коран является всеобъемлющим, ибо он ниспослан человечеству во спасение, для того чтобы человек оставался верен Богу, мог достигнуть успеха, уважения и вечного счастья. Совершенство стиля и безупречная логика изложения Священного Корана в арабском оригинале засвидетельствованы жившими в разные столетия многими великими людьми, которые стремились к овладению в совершенстве арабским языком и языками мусульманских народов, чтобы ознакомиться со Священным Писанием. Благодаря Священному Корану, те, кто занимался изучением человека или физического мира, получили возможность постигнуть истинную природу вещей и явлений. При помощи Священного Корана, заложенной в нем мудрости психологи и социологи сумели разрешить сложнейшие вопросы, касающиеся индивида и общества. И когда мы сегодня говорим о содержании Священного Корана, то имеем в виду высказывания, относящиеся к научной сфере, и то, как они соотносятся с современными достижениями точных наук. Положения Священного Корана, касающиеся науки, изложены так четко, что доступны для понимания как архангелу Джибраилу (Гавриилу) (мир ему), передавшему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) Божественное Откровение, так и простому пастуху, пасущему в горах свое стадо. Те, кто правильно подходит к чтению Священного Писания, несмотря на то, что каждый из нас обладает различным уровнем знаний, не имеет расхождений в понимании заложенного в нем смысла. Очевидно, что наилучшее понимание смысла стихов Священного Корана возможно в том случае, если человек в совершенстве владеет арабским языком, когда ему знакомы словесные нюансы и структура языка, а также если он имеет представление о событиях, о которых идет речь в священном тексте. Так, в отличие от современных толкований, наиболее достоверными являются толкования, данные самими сподвижниками Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и людьми, жившими в последующее время, такими как, например, Ибн Джарир (да будет доволен им Аллах). Приведём несколько аргументов в пользу нашего утверждения. 1. Создатель, Который все знает и видит еще до начала самого времени и после его (времени) окончания, приоткрывает перед нами завесу будущего: «Мы покажем им Наши знамения в различных уголках земли и небес, а также в них самих, пока не станет им ясно, что это – истина. Разве недостаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель?»(Священный Коран, 41:53). С давнего времени суфии считали этот стих символом, подтверждающим ту духовную мудрость, к которой они стремились. А если вспомнить достижения, которых достигла научная мысль со времени ниспослания Откровения Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) то само существование такого стиха будет казаться нам чудом. То, что доступно пониманию человека и поддается его изучению, подтверждает единство и исключительность Творца по мере того, как природа и взаимосвязь макро– и микрокосма раскрываются нашему пониманию. Мы убеждаемся в том, что все, ниспосланное нам в качестве Божественного Откровения, вскоре будет подтверждено на практике. И сейчас мы чувствуем, что вскоре услышим и сможем понять хвалу Всевышнему, произносимую тысячами языков, принадлежащих природе: «Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на них. Нет ничего, что бы не прославляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их. Поистине, Он – терпеливый, прощающий!» (Священный Коран, 17:44). Огромная значимость этого стиха является для нас сегодня очевидной. Все, что окружает нас, включая самые мелкие атомы, говорит с нами на свойственном им языке, на языке, восхваляющем Единого Бога. В то же время, услышать и понять его способны лишь немногие. Далее... 2. Священный Коран повествует также о формировании и стадиях развития эмбриона в утробе матери, что также заслуживает особого внимания: «O люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформированного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это)» (Священный Коран, 22:5). В другом стихе развитие эмбриона описано более детально, с четким делением на фазы: «Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, – благословен же Аллах, лучший из творцов!» (Священный Коран, 23:12-14). «...Он творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мраках...» (Священный Коран, 39:6). Благодаря достижениям науки, стало возможным объяснение фразы «три мрака». «Три мрака» или «три покрова тьмы» включают в себя переднюю брюшную стенку, стенку матки и амниотическую мембрану. Священный Коран повествует о молоке и процессе его образования, который так же чудесен, как и сам напиток: «И для вас в (вашем) скоте – назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих» (Священный Коран, 16:66). Священный Коран достаточно детально говорит о процессе, в результате которого в живом организме появляется молоко. Первый этап процесса предполагает потребление пищи и ее усвоение пищеварительной системой, тогда как второй этап происходит в шейных железах организма. Молоко, таким образом, являясь, с одной стороны, полноценным и приятным продуктом питания для человека, одновременно представляет из себя один из видов секреции, выделяемых организмом за ненадобностью. Оно сравнимо с потоком крови, являющейся одним из главных элементов живого организма. Далее... 4. Священный Коран говорит, что все созданное в природе состоит из пар: «Хвала Тому, кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают»(Священный Коран, 36:36). Все состоит из пар, дополняя друг друга, являясь идентичными или противоположными друг другу. Нам уже давно известно о том, что люди, животные и растения существуют в парах, однако нашему пониманию сегодня недоступно значение фразы «из тех, что выращивает земля... и из того, чего они не знают». Возможно, имеется в виду, что все сущее – как одушевленное, так и неодушевленное – существует в парах. Действительно, согласно современным научным представлениям, в природе все существует в парах – начиная с атомов и заканчивая облаками. Далее... 5. Священный Коран подробно рассказывает о сотворении мира и всего живого на земле: «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?»(Священный Коран, 21:30). Объяснение, данное Священным Кораном, предельно ясно и не следует считать сказанное гипотезой. Писание говорит также, что каждое живое творение на земле создано из воды. Оно не обсуждает вопрос от том, возникла ли жизнь в результате поднятия с земли воздуха и водяного пара, которые вследствие конденсации вернулись на поверхность земли в виде осадков, образовав затем моря и океаны и, таким образом, создав условия для развития живых организмов, или же возникновение жизни происходило иным путем. Священный Коран четко и понятно рассказывает о Вселенной, как о чудесном факте творения, в котором все элементы, подобно ветвям дерева, находятся во взаимосвязи и происходят из одного корня. Далее... 6. Особое место в системе мироздания занимает Солнце. Священная Книга, используя всего несколько слов арабского языка, раскрывает перед нами самые важные данные об этой звезде, при том, что это нелегко сделать: «И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого!» (Священный Коран, 36:38). На самом деле, употребленное здесь слово «мустаккарр» может означать как определенный маршрут в космосе, так и определенное положение, в котором звезда может находиться в состоянии покоя, или какой-то временный маршрут. Но здесь речь идет не только об определенном маршруте, по которому движется звезда, но также и о том, что Солнце движется относительно конкретной точки во Вселенной. Солнечная система (Солнце и вращающиеся вокруг нее планеты и спутники), как сейчас известно, движется по направлению к созвездию Лиры. Причем, скорость ее движения является огромной (10 миль в секунду, т. е. миллион миль в день). Нас также интересует момент, когда система достигнет конечного пункта и перейдет в состояние покоя. Исключительность Священного Корана заключается в подобной лаконичности изложения. Множество неизвестных явлений объясняется всего в нескольких словах, а ведь Священный Коран был ниспослан людям 14 столетий назад, когда они еще верили в то, что Солнце ежедневно вращается вокруг Земли! Далее... 7. Другое удивительное (и также лаконичное) высказывание Священного Корана относится к вопросу о расширении Вселенной в пространстве: «И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы – расширители» (Священный Коран, 51:47). В аяте Корана говорится о том, что расстояние между небесными телами постоянно увеличивается, а значит, Вселенная расширяется. В 1922 году астроном Хаббель вычислил, что все галактики, за исключением пяти более близких к Земле, удаляются дальше в пространство, а их скорость прямо пропорциональна их расстоянию от Земли. Так, согласно вычислениям Хаббеля, галактика, находящаяся на расстоянии 1 миллиона световых лет от Земли, удаляется от нее со скоростью 168 км в год и увеличивается при соответственном увеличении расстояния между галактикой и Землей в 2 раза и т. д. Ле Майтре, бельгийский священник и математик, позднее также разработал и предложил теорию, согласно которой Вселенная расширяется. По сути, не так важно, как люди пытаются описать реальность, используют ли они формулы Хаббеля или теорию другого ученого. Неизменным является то, что Божественное Откровение безошибочно и четко повествует об этой реальности. Далее... 8. В Священном Коране указывается на невидимые процессы, которые сегодня известны как законы физики: притяжение и отталкивание, вращение, революционные процессы во Вселенной: «Аллах – Тот, кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели...»(Священный Коран, 13:2). Небесные тела, будь то спутники или целые системы, подобные Солнечной, находятся в гармонии и движутся согласно определенному закону. Их существование предполагает некоторого рода опору, однако она невидима для нас. Так, подобной «опорой» является вращение: «...И Он держит небо, чтобы оно не упало на землю иначе, как с Его дозволения...» (Священный Коран, 22:65). Из этого аята Корана следует, что небесные тела в любой момент могут обрушиться на Землю, и только Всемогущий Создатель может предотвратить это. Подтверждение этому мы находим в современной науке, которая повествует о данном процессе другим языком, применяя термины «центробежная» и «центростремительная» силы. Сегодня особенно важно то, что мы осознаем значение Божественной милости, благодаря которой существует Вселенная. Далее... 9. В Священном Коране есть аят, предвосхищающий полет на Луну. То, что раньше было лишь мечтой, стало реальностью: «Но нет, клянусь зарею, и ночью, и тем, что она собирает, и луной, когда она полнеет, вы будете переходить из слоя в слой!» (Священный Коран, 84:16-19). Раньше предлагались различные трактовки этого аята. Некоторые видели в нем образное описание духовной жизни человека, подразумевавшее восхождение духа по восходящим ступеням неба, другие – изменение душевного состояния в целом. С течением времени толкование не приобретало ясности, что скорее объяснялось несоответствием между буквальным значением аята и имевшимися у толкователей представлениями о возможностях перемещения такого рода. На самом деле из контекста самого аята следует, что речь идет о полете на Луну. Далее... 10. Священная Книга повествует также о форме земного шара и ее изменении, что вызывает особый интерес: «... Разве они не видят, что Мы приходим к земле, сокращая ее по краям? Так они ли победители?»(Священный Коран, 21:44). В настоящее время «сокращение» земного шара «по краям», возможно, подразумевает сжатие его в области полюсов. И уже в то время, когда люди верили в то, что земля плоская и неподвижная, можно было узнать истину, обратившись к аятам Священного Корана, повествующим о том, что земля круглая. Особый интерес вызывает то, что по форме земля больше напоминает не шар, а яйцо. В Священном Коране говорится: «...и земле Он придал форму яйца, вывел из нее ее воду и пастбище, и горы – Он утвердил их» (Священный Коран, 79:30-32). Употребляемый при этом глагол «daha», который на языке оригинала дословно означает «придавать форму яйца» происходит от используемого и в современном арабском языке существительного «dahia» (яйцо). Таким образом, те, кто брались за толкование Священного Корана в прошлом, опускали эту фразу, как, возможно, не соответствующую господствовавшему в то время представлению о форме земного шара и в силу своего непонимания истинного значения аята, а также, вероятно, из-за боязни того, что буквальное значение аята будет непонятно окружающим. Благодаря современным научным достижениям, недавно было установлено, что земля, действительно, яйцевидной формы. Далее... 11. Обратимся теперь к вопросу о том, что говорит Священный Коран о Солнце и Луне: «И сделали Мы ночь и день двумя знамениями; и стираем Мы знамения ночи и делаем знамение дня дающим видеть, чтобы вы искали милости от вашего Господа и чтобы знали число годов и счета, и всякую вещь Мы распределили в порядке» (Священный Коран, 17:12). Согласно толкованию Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), фраза «знамение ночи» означает Луну, а «знамение дня» – Солнце. Из этого следует, что слова «и стираем Мы знамения ночи» означают, что Луна была способна испускать свет до тех пор, пока Бог не лишил ее этой способности. Таким образом, Священное Писание, повествуя о прошлом Луны, в то же время указывает на будущее остальных небесных тел. В Священном Коране достаточно много примеров того, что в настоящее время известно как научно доказанный факт. Это свидетельствует о том, что знания, которыми обладают сегодня люди, составляют лишь малую часть знаний, предлагаемых нам Священным Кораном, являющимся Божественной Милостью. Божественная Книгараскрывает нам Истину, содержащиеся в ней знания выходят далеко за рамки человеческих представлений об окружающем мире. Но Священный Коран не следует рассматривать как исключительно научную книгу. Верующими он всегда рассматривался как Руководство, наставляющее людей на путь истинной веры и правильных поступков, чтобы мы были достойны ниспосланного нам Божественного Откровения и прощения Милостивого Творца.