–1 дауыс
1.9k көрілді
1965-85 жылдары Қазақ КСР-індегі совхоздар мен колхоздар қандай шығынға ұшырады?

Қазақстан тарихы. 9 Сынып.

1 жауап

0 дауыс
 
Жақсы жауап

"1965-85 жылдары Хрущевтің реформасының негізінен ауылшаруашылығыа зор зиянын тигізді" деп мен бастап берейін, ары қарай аударуға сөздік қорым жетпеді :))

 

Реформа 1965 г. Явная несостоятельность реформ Хрущева привела к новым изменениям в организации управления экономикой. В 1965 г. вновь были образованы отраслевые министерства и ведомства. Вместе с этим хозяйства получили некоторую самостоятельность. Был введен хозяйственный расчет (хозрасчет), предусматривающий стимулирование труда. Для этого на предприятиях вводились новые показатели - стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, организовывались фонды стимулирования, премирование за перевыполнение плановых показателей. В Казахстане 1966 г. на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу !967 г. в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 предприятия. К 1970г. уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет. Значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, транспорт, энергетика, новые отрасли - химическая промышленность и машиностроение. В начале 70-х годов возникла объединенная Северо-Казахстанская энергосистема, пущено в действие 48 новых предприятий пищевой промышленности.

Однако с начала 70-х годов реформы стали сворачиваться. Власти начали возвращаться к консервативным моделям хозяйствования. Основные усилия стали направлятся на развитие оборонной, тяжелой промышленности, энергетики. За счет увеличения продажи сырья за рубеж началась широкомасштабная закупка иностранного оборудования. Так, с 1972 по 1976 год импорт оборудования вырос в 4 раз? Одновременно начался процесс централизации управления экономикой, стандартизации и усиления контроля за огромным количеством нормативов и правил. На каждый продукт появились две цены - оптовая и нормативная, что привело к перерасчету всех внутригосударственных расчетов, длившихся весь 1982 г. В итоге начали набирать темпы инфляционные процесы.

Еще одной причиной нарастания кризисных явлений стало демографическое положение в СССР. С 1975 г. в целом по стране началось уменьшение доли трудоспособного населения, что не позволяло наращивать промышленное производство за счет массового привлечения новой рабочей силы.Казахстан так и остался пре-имушественно сырьевой базой, в республике хозяйничали ведом-, ства и министерства, до 60% необходимых товаров завозились из-за пределов республики. 

В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использование потенциала республики. За период 1970-1985гг общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Бало введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, Экибастузкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы – Мангышлакский, Каратау-Джамбульский, Павлодар-Экибастузкий.

В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слоборазвитыми перерабатывающая промышленость, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального доход. Планы развития страны не выполнялись. 

Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к кризису.

Кризисные явления нарастали и в сельском хоз-ве. В эти годы проявляется устойчивая тенденция снижения урожайности. В животноводстве производство, за исключением птицы, было убыточным. 

В 70-80гг. снизились реальные доходы населения. Нарастал дефецит товаров народного потребленя, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось.

Таким образом, кризисные явления в 70-80-е гг. нарастали во всех сферах жизни Каз-на. 
Развитие системы образования. Хрушевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963 гг.

Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих -"транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.

В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.

В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах- 3 257,2 тыс, учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.

Ұқсас сұрақтар

+1 дауыс
1 жауап
Белгісіз 7.04.2020 Үй тапсырмасы сұрақ қойды
0 дауыс
1 жауап
0 дауыс
2 жауап
...