0 дауыс
2.9k көрілді
Михаил Васильевич Ломоносов орысша шығарма керек.

2 жауап

+1 дауыс
Сочинение по литературе. Михаил Васильевич Ломоносов

Не он ли дал российской музе крылья, Нашел слова, звучащие как медь!..

И. Рыленков

    Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М.В.Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.

    С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.

    Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.

    Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковно - книжный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковно-славянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.

    Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык: оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.

    Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

    Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

    В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.

    По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение “Разговор с Анакреоном” ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.

    Хоть нежности сердечной

    В любви я не лишен,

     Героев славой вечной

    Я больше восхищен.

    Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.

    Лучшим произведением этого жанра является ода “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Автор приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Он славит преобразования Петра. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Всеми этими богатствами державы должно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

    Что может собственных Платонов

     И быстрых разумом Невтонов

     Российская земля рождать.

    Восторженный гимн науке — важная и интересная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии, географии

    Науки пользуют везде

    Среди народов и в пустыне,

     В градском шуму и наедине,

     В покое сладком и в труде.

    Ломоносов был великим ученым, и это также отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг на друга, словно они борются один с другим...

    Там огненные валы стремятся

    И не находят берегов;

    Там вихри пламенны крутятся,

    Борющись множество веков,

    Там камни, как вода, кипят,

    Горящи там дожди шумят.

    Тема Петра 1, “просвещенного монарха”, “отца Отечества”, “неустанного строителя, плавателя, в морях — героя” широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога:

    Ужасный чудными делами,

    Зиждитель мира искони

    Своими положил судьбами

    Себя прославить в наши дни:

    Послал в Россию Человека,

     Какой не слыхан был от века.

    Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава — одна из основных тем в поэзии Ломоносова.

    Родина в одах Ломоносова воспроизводится не только как “держава царская”, как страна, одерживающая те или иные воинские победы. Для Ломоносова это также место, где человек сделал свои первые шаги, это беспредельные просторы земли, ее природные богатства, сам русский народ, к труду “избранный”, выдержавший во имя мира и добра “тьму сильных боев”. Именно с приходом в поэзию Ломоносова тема Отчизны, России наполнилась глубинным смыслом, стала ключевой в произведениях русской литературы, а само чувство к Родине уже рассматривается как важный шаг нравственной категории.

    Вокруг тебя цветы пестреют,

    И класы на полях желтеют;

    Сокровищ полны корабли..

    Воззри в поля твои широки,

    Где Волга, Днепр, где Обь течет;

    Богатство в оных потаенно...

    Патриотическое чувство Ломоносова сказалось в его заботах о сохранении отечественных природных ресурсов. Он призывает не к хищничеству и бесхозяйственности, отчего сейчас гибнет природа, а к рачительности и любви по отношению к ней!

    Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека, который вышел из природы и может жить только в единении с ней. Рисуя картины природы, Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:

    Лицо свое скрывает день.

     Поля покрыла мрачна ночь,

     Взошла на горы чорна тень,

     Лучи от нас склонились прочь.

     Открылась бездна звезд полна:

    Звездам числа нет, бездне дна.

    В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах чувствуется та всемогущая, всепроникающая нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств:

    Кристальны горы окружают,

     Струи прохладны обтекают

    Усыпанный цветами луг

     Плоды румянцем испещренны,

     И ветви, медом орошенны,

     Весну являют с летом вдруг.

    Мне кажется, это не просто идиллия, а мир, к которому должен стремиться человек, ведь именно от него зависит не разрушить, не уничтожить эту гармонию и красоту. Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть.

    Восторг все чувства восхищает,

    Какая сладость льется в кровь!

     В приятном жаре сердце тает!

    Не тут ли царствует любовь?

    И горлиц нежное вздыханье,

     И чистых голубиц лобзанье

    Любви являют тамо власть.

    Древа листами помавают,

    Друг друга ветвьми обнимают,

    В бездушных зрю любовну страсть!

    Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова.

    И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.
+1 дауыс
Сочинение: Ломоносов Михаил Васильевич

Школьные учебники обычно объясняют удивительную судьбу Михаила Васильевича
Ломоносова (1711 – 1765 ) тем, что талантливый “ выходец из низов “ изо всех сил тянулся к знаниям . Достаточно ли одной любознательности , чтобы в крепостной России крестьянин (хоть и не крепостной )мог совершить такую невероятную карьеру ? Многим кажется что здесь что – то нечисто – и , вероятно , поэтому нередко приходится слышать мнение о том , Михайло
Ломоносов был … внебрачным сыном царя Петра Первого . Действительно , Пётр
Первый неоднократно бывал в Архангельске , где работал как простой плотник на Баженовской верфи , а находилась эта верфь рядом с Куростровом , где родился будущий великий учёный . Сознание невольно связывает имена царя и крестьянина , потому что тогда, казалось бы , легче объяснить загадки биографии Михаила Васильевича .
Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России
, простолюдин и мужик , стал членом Российской и Шведской академий наук , дворянином , учёным , признанным в России и всей Европе . За всю историю
России ни один крестьянин не смог повторить судьбу Михаила Ломоносова .
Даже составитель первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий – тоже крестьянский сын . Даже И. П. Кулибин уникум – самоучка , обласканный
Екатериной и ставший главным механиком империи .

НЕТ, СЛУЧАЙ ЛОМОНОСОВА – УНИКАЛЬНЫЙ .
Первая загадка касается отца будущего учёного. Василий Ломоносов рано осиротел и жил на подворье у своего дяди . В описи 1710 года он отмечен бедным 30 – летним холостяком ; в том же году он женился на дочери просвирни Елене Ивановне Сивковой. В ноябре 1711 года у них родился сын
Михаил . Удивляет , что по описи 1722 года через десять лет , Василий превратился в богатейшего человека Архангельского края : у него появилась большая усадьба , рыбные промыслы , пруд для рыбы , самый крупный в
Архангельске двухмачтовый корабль на 90 тонн . Судно стоило тогда 500 рублей, деньги огромные ! Как он сумел заработать такое богатство? Неужели м впрямь “ кровавым потом “ , как писал об этом позже Михайло Ломоносов ?
Отношения отца с сыном трудно назвать идиллическими . Мать Михаила умерла , когда ему было 9 лет . Василий после этого ещё дважды женился , но сыновей у него больше не было . Тем не менее относился он к единственному сыну очень сурово , часто бил его – и Михаил отвечал отцу сходными чувствами .
Не является ли это косвенным свидетельством в пользу того , что Василий не был родным отцом гения? Через много лет М. Ломоносов написал о себе :

Меня оставил мой отец,

И мать ещё в младенчестве …

Странные слова ! Ведь в действительности сын сам бросил отца и семью и в декабре 1730 года с обозом ушёл в Москву. Ушёл единственный наследник богатейшего промышленника Архангельска ! Почему произошёл разрыв с отцом ?
Только ли из – за “ злой мачехи “ ?.. Ведь они никогда не виделись , разрыв оказался на всю жизнь . Сын прозябал в Москве на три копейки в день , а отец , жертвуя огромные по тем временам деньги на строительство храма и замаливая какие – то неведомые грехи , не послал ему ни гроша . Михаил , “ сшибая рубли “ у заезжих архангельских мужиков в Москве , у отца не попросил ни копейки . Можно сказать , что характеры у обоих оказались железными , но откуда такая взаимная неприязнь ?
С другой стороны , Михаил Ломоносов буквально боготворил Петра 1 . Можно сказать , “ как отца родного “ . Посвящал ему оды , мозаичные картины … А однажды вовсе сказал : “ Ежели человека , Богу подобного по нашему понятию найти надобно , кроме Петра Великого – не обретаю ! “
Так , может быть , справедлива молва ? Столько загадок , совпадений …
Увы , непредвзятое обращение к фактам охлаждает пыл сторонников версии о “
Михаиле Петровиче Ломоносове “ .
Действительно , государь был в Архангельске трижды : в 1693 , 1694 и 1702 годах . Новый 1711 год встретил царь в Петербурге , а 17 января он выехал в
Москву , где и пробыл до своей свадьбы с Екатериной 16 марта 1711 года .
Но вот существует ещё один факт не ставящий прямо точку в вопросе о “ метрике “ великого учёного , но заставляющий о многом задуматься . В 1741 году , возвращаясь из Германии в Россию после учёбы , Михаил Ломоносов увидел корабле страшный и провидческий сон . Ему приснился его отец (?!) ,
Василий Ломоносов , погибающий на безвестном острове после кораблекрушения
. Отец просил похоронить его по – христиански . Едва пристали к берегу ,
Михаил Васильевич сообщил в Архангельск совершенно точное место , где следует искать пропавшего без вести отца . Поморы поплыли на остров , действительно нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его .
Но даже если отцовство Ломоносова – загадка мнимая , то всё равно в его биографии многовато жирных вопросов .
Вот скажем , обучение Михайлы . Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую
Заиконоспасскую славяно – греко – латинскую академию . Михайло был в неё принят вопреки этому запрету в январе 1731 года . Правда , он солгал и назвался дворянским сыном , но в руководстве академии тоже не простаки сидели , они быстро всё проверили и , конечно же , выявили ужасный по тем временам обман . Казалось бы , Ломоносова должны были с позором и поношением изгнать из академии ! А нет , его зачисляют учеником с жалованьем ( а по современным понятиям – со стипендией ) 10 рублей в год .
Вопрос : почему же Михайлу не выгнали , когда обман раскрылся ? Ведь со
Святейшим Синодом во все времена шутки были плохи , по влиятельности эта организация ничуть не уступала КГБ нашей эпохи !
А дальше – ещё удивительнее : “ мужика “ Михайлу отправляют из Москвы в
Петербург , где в марте 1736 года Кабинет министров России (!) утверждает его кандидатуру вместе с двумя дворянскими детьми в длительную командировку за границу : Англию , Голландию и Францию – “ для смотрения славнейших химических лабораторий “ .
На дорогу М . Ломоносов получает 300 рублей , а на ежегодное проживание казна отпускает ему по 400 рублей : деньги по тем временам просто огромные
. Конечно , талантлив был Михайло Васильевич , но сколько талантов безвестно сгинули в России , подобно лесковскому Левше … Почему так везло крестьянскому сыну , кто его продвигал и за что ?
В крепостной стране , где происхождение и знатность веками определяли стиль поведения , крестьяне вообще не имели никаких прав , крестьянский сын выделяется необыкновенно смелым , если не сказать дерзким , поведением . В декабре 1739 года учитель Ломоносова в Германии , во Фрейбурге , горный советник Генкель рапортовал в Российскую академию о дерзости своего ученика
: “ Поручил я Ломоносову работу , какую обыкновенно и сам исполнял
(растирать в ступке соли ртути . – А . П . ) , но он мне дважды наотрез отвечал : “ Не хочу ! “ Далее он страшно шумел , колотил изо всей силы в стену , кричал из окна , ругался … “ И всё сошло буйному студенту .
Генкель , следуя указаниям Петербургской академии наук , резко сократил расходы на содержание русских студентов и оповестил всех в городе , чтобы им ничего не давали в долг . Это сильнейшим образом обозлило Михайлу , тем более что в Марбурге дочка его квартирной хозяйки – вдовы Цильх -
Елизавета Христина родила Михайле дочь , которой он не мог теперь оказать материальной помощи . Да и на винцо , которое Ломоносов всегда жаловал , не хватало . Вместе с недовольством приземлённой учёбой у Генкеля всё это толкнуло его на следующую дерзость : он самовольно покидает Фрейберг с единственным желанием вернуться в Россию .
Попытка встретиться с российским консулом оказалась неудачной , и
Ломоносову ничего не оставалось делать , как возвратиться в дом вдовы Цильх
. Было поставлено и условие – брак с её дочерью . Венчание с Елизаветой (он прожил потом с ней всю жизнь ) в церкви реформатской общины Марбурга Михаил счёл за вынужденную шалость скрыл по приезде в Петербург и не любил вспоминать впоследствии .
Очередная ломоносовская загадка – как после всех этих “ предерзостей “ встретил его всесильный тогда правитель Академической канцелярии И . Д .
Шумахер . Весьма посредственный учёный , но примерный интриган (из – за его интриг впоследствии покинули Петербургскую академию великий математик Эйлер и астроном Делиль ) – будущий злейший враг М . В . Ломоносова , Шумахер по непонятной причине весьма милостиво принял набедокурившего русского студента и зачислил в штат академии .
Может быть , в обмен на прощение грешков он рассчитывал залучить Михайлу в круг своих безусловных сторонников ? В таком случае Шумахер жестоко просчитался . Ломоносов недолго благодарно помалкивал . Вскоре на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета , и одновременно в академических низах поднялась буча против самоуправства Шумахера . На немецкого профессора подали жалобу , расследованием по которой стала заниматься специальная комиссия . И Ломоносов по своему обыкновению , открыто и неукротимо возглавил “ антишума - херство “ .
В частности , в апреле 1743 года Михайло Васильевич устроил свой знаменитый пьяный скандал в стенах академии . В отчёте записано “ … поносил профессоров отборной руганью , называл их ворами и такими словами , что и писать стыдно , и делал против них руками знаки самым подлым и бесстыдным образом … “
Возможно и за дело ругался бывший помор , довели его до отчаяния засевшие в русской академии бездарные и вороватые немцы , считавшие русского учёного “ диким туземцем “ . Но оскорбление было публичное и невиданно громкое , за это полагались тюрьма и каторга , а поплатился М . Ло - моносов … лишь коротким домашним заключением и небольшим вычетом из жалованья .
А ведь врагов у него было много – и вполне возможно было использовать дебош в академии против учёного . Достаточно вспомнить ужасные своей несправедливостью отзывы о Ломоносове во время его похорон в апреле 1765 года . В лице знаменитого в то время поэта А . Сумарокова проявилась “ творческая ителлигенция “ : “ Угомонился дурак и не будет более шуметь ! “
Наследник престола и будущий император Павел отразил мнение царского двора
: “ Что о дураке жалеть , казну только разорял и ничего не сделал … “
Очень немногие современники были в силах оценить “ странный гений “ М . В .
Ломоносов . Пожалуй , глубже всего об этом феномене спустя век сказал поэт
Н . А . Некрасов : “ Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик ” . Его явление похоже на некий стихийный резонанс из народных глубин на зычную трубу Царя – преобразователя . Ломоносова и Петра
1 сближает не кровное , а “разумное” родство : та же неистовая , романтическая любознательнось , жажда объять мыслью все науки и исскуства
, тот же действенный , беспокойный и несусальный патриотизм .
Вопреки тому , что до сих пор пишут в наших школьных учебниках , - не открывал Ломоносов закон сохранения материи (помните знаменитые заковыристые словечки “ сколько чего убудет “ и т.д. ) . Это сделали до него , он лишь переформулировал закон своими словами и успешно применял его в исследованиях . И вообще Ломоносов не сделал ни одного мирового научного открытия : в науке он был поэт и государственный деятель . Но для России при этом он значил больше , чем Эйнштейн и Ньютон .
Загадки Михайлы Ломоносова остаются без отгадок . Примеряя по себе , мы хотим увидеть за ними банальную протекцию , чью – то “ волосатую руку “ .
Но гении на то и гении , что в их судьбу вмешиваются силы , не подвластные нашему уму . И словно специально для размышлений потомков оставляют в их биографиях широкие поля
...