Тема: Виды и причины языковых ошибок. Задание 1. Ознакомьтесь со справочным материалом по теме: «Виды и причины языковых ошибок ». Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит личный успех, подобное недопустимо. Примеры и причины возникновения речевых ошибок: Лексические ошибки Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Употребление слова в несвойственном ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова. Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников - передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки). Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики. Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие. Смешение паронимов. Паронимы - это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный - заглавный. Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду»: одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто). Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память); Местные аборигены (аборигены - это местные жители); Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками). Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», проливной ливень, сгруппировать в группы . Фразеологические ошибки Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. o Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»); o Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу); o Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»; Синтаксические ошибки. 1. Неправильное употребление падежей. Наиболее частым является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного. Например, нельзя писать согласно, благодаря, вопреки (чего?). Следует писать - согласно, благодаря, вопреки (чему?) соответствующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, кафедры, центра: заведующий (чем?) отделом, кафедрой; Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. Оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом, и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении отражаться в позициях подлежащего и сказуемого. Например: "Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. Правильный вариант: Проработав всего два месяца, он испортил отношения с начальником цеха. Классификация самых распространенных стилистических ошибок № Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки 1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень 2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку 3 Тавтология В книге записей записано... В книге записей отмечено... 4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол 6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент» 8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам 10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика. 13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий 14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы 15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни 17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом 19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега 20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей 21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо 22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии 25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному 26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья Или: в саду росли розы, пионы, липы 27 Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу. Задание 2. Выполните следующие упражнения: Упражнение 1. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся. Социальные процессы, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, купить тушёнку, вопить без остановки, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей. Упражнение 2. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты. Доказать, обосновать Теорема, теория. Предвещать, предсказать Поражение, успех. Расширить, увеличить, повысить Возможности, потенциал. Античный, классический Мифология, языки Врождённый, прирождённый Талант, ум Гостеприимный, радушный, хлебосольный Приём, хозяин, человек Губительный, пагубный Влияние, действие Длинный,длительный,долгий, Воздействие, период, путь, долговременный, сборы, кредит продолжительный Выдвинуть,высказать,исправить, устранить Гипотеза, догадка, недостатки, Ошибки Наложить, оставить Отпечаток, след. Обнаружить, открыть Закон, закономерность. Упражнение 3. Отредактируйте предложения, найдите стилистические ошибки. Подчеркните такие слова, в скобках напишите правильный вариант. а) В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на следующей остановке?» б) Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, и т.д... Отредактируйте предложения. 1.Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 2. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.