Лексические особенности научного стиля.
Лексичекие обосвености выделяют 3 пласта лексики использхующейся в научном стиле.
1) общеупотребительна – нетральная лексика колторая своействена всему нациоанлаьному чзыку она сотсавляет основу научново стиля, но не определяет его своеобразие. Нейтральная лексика преставлена знаменательными и служебными частяме речи, по аграничения в употребления слоформ.
2. Книжняя лексика это слова которые вошли в литературный язык из конткретных терменологических сисем,
3 пласт – специальная лексика, находящиеся за пределами литературного языка. Специфическая черта научного стиля, но этот пласт тоже не однороден. По мнению Васильевой – терминология каждой науки, выделяються три слоя. 1)Общие категориальные понтяие характерные для значительного ряда наук. Они отражают наи более общее объекты действительности. Имеют общенаучный характер, и состовляют общий понятийной фонд науки в целом. ( система, функция, элемент, свойство, молекула,)
2) относяться понятие общие для смежных наук, которые имеют общие объекты исследования,)
3) узкоспециальные понятия.
Поскольку Научный язык стремиться к точности, то многозначные слова, употребляются в одном реже в двух значениях, приобладают абстрактные существительные над конкретными, что обьесняетьяс сремление к обобщенности и абстрактности изложения. В обобщенных значения употребляються даже слова, которые вне научного стиля, обозначают конкретные предметы. Не используются слова с разговорной окраской а так же эмоционально экспрессивная, в том числе оценочная лекция.
Фразеологическое сочитание так же характер – ся особенностями, допускаються употребления общелитературные устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции. В отличии от других типов ссловочоситаний терминалогические словосочитания, утрачивают образно метафорическую экспрессию и не имеют синонимов.
В научной речи широко используються слово оброзовательные заимствования.
Актуальные – аффиксальные морфемы – анти, диа, диз, ди,
Продуктивные суффиксы – ние, ист, ость, изм.
Моно. Анти, Поли, Микро, Макро,
в Слово образование отчестиливо наблюдаеться проявлтеятья тенденция к эжкономи языковых усилий, - сложные слова заменяют целые словососчетания.( СОЦ – ПСИХОЛОГИЧСЕКИЕ, ОБЩЕПСИХОЛОГЧИСКИ, КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКИЙ, ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.)
В научном стиле втречаються обривиатуры.