Тема: “Дружба”
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: разговор-рассуждение с игровыми моментами.
Цели:
способствовать углубленному осмыслению понятий «дружба», «настоящий друг»;
формировать умение строить отношения с людьми;
воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему.
Задачи:
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащихся;
формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
побуждать подростков к анализу собственных поступков.
Оборудование урока: 1) раздаточный материал; 2) видеозапись; 3)презентация; 4) проектор; 5) компьютер.
Ход урока.
Оргмомент. (7-10 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: светит солнышко, оно нам улыбается. Давайте друг другу улыбнемся.
У: Ребята я бы хотела, чтобы тему нашего разговора назвали вы сами, после просмотра короткого видеоролика.
(видеоролик: «Притча: два друга»
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет тебе легко и светло...)
У: – О чем эта притча, чему она учит нас?
У: Да, действительно, ребята, эта притча о дружбе, и учит нас, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Основной этап урока. (20 - 25 мин.)
У: Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1.Все за одного, а один за … (всех)
2.Семеро одного … (не ждут)
3.Один в поле не … (воин)
4.Старый друг лучше … (новых двух)
5.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)
У: Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
У: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
У: Сейчас я предлагаю вам разделить на группы по цветам. У меня в мешочке находятся бумажечки 3 цветов (красный, зеленый и синий). Каждый из вас вытягивает бумажечку, а потом, согласно вытащенному вами цвету, вы делитесь на команды.
У: Отлично! А теперь я вам раздам конверты с поговорками. В каждом конверте 2 высказывания. Вы должны прочитать и объяснить их смысл. Я вам дам минутки 3-4, чтобы вы могли обсудить.
(1.Трусливый друг опаснее врага.
2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей.
3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
4. Дружба дружбе рознь - иную хоть брось.
5. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.
6. Хочешь дружбы - будь другом.)
У: Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест. Я дам вам 5 минут на выполнение этого теста, а потом мы проверим ваши ответы!
(Тест «Хороший ли ты друг?»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.)
У: Закончили? Хорошо! Давайте подсчитаем каких вариантов у вас больше А, Б или В.
У: – Итак, подведем итог.
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Заключительный этап. (5 мин)
У: – Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.
У: Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Всего доброго вам, ребята!
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: разговор-рассуждение с игровыми моментами.
Цели:
способствовать углубленному осмыслению понятий «дружба», «настоящий друг»;
формировать умение строить отношения с людьми;
воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему.
Задачи:
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащихся;
формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
побуждать подростков к анализу собственных поступков.
Оборудование урока: 1) раздаточный материал; 2) видеозапись; 3)презентация; 4) проектор; 5) компьютер.
Ход урока.
Оргмомент. (7-10 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: светит солнышко, оно нам улыбается. Давайте друг другу улыбнемся.
У: Ребята я бы хотела, чтобы тему нашего разговора назвали вы сами, после просмотра короткого видеоролика.
(видеоролик: «Притча: два друга»
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет тебе легко и светло...)
У: – О чем эта притча, чему она учит нас?
У: Да, действительно, ребята, эта притча о дружбе, и учит нас, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Основной этап урока. (20 - 25 мин.)
У: Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1.Все за одного, а один за … (всех)
2.Семеро одного … (не ждут)
3.Один в поле не … (воин)
4.Старый друг лучше … (новых двух)
5.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)
У: Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
У: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
У: Сейчас я предлагаю вам разделить на группы по цветам. У меня в мешочке находятся бумажечки 3 цветов (красный, зеленый и синий). Каждый из вас вытягивает бумажечку, а потом, согласно вытащенному вами цвету, вы делитесь на команды.
У: Отлично! А теперь я вам раздам конверты с поговорками. В каждом конверте 2 высказывания. Вы должны прочитать и объяснить их смысл. Я вам дам минутки 3-4, чтобы вы могли обсудить.
(1.Трусливый друг опаснее врага.
2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей.
3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
4. Дружба дружбе рознь - иную хоть брось.
5. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.
6. Хочешь дружбы - будь другом.)
У: Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест. Я дам вам 5 минут на выполнение этого теста, а потом мы проверим ваши ответы!
(Тест «Хороший ли ты друг?»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.)
У: Закончили? Хорошо! Давайте подсчитаем каких вариантов у вас больше А, Б или В.
У: – Итак, подведем итог.
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Заключительный этап. (5 мин)
У: – Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.
У: Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Всего доброго вам, ребята!