0 дауыс
6.0k көрілді
Ахмет Байтурсынов (1873-1937)

[baitursynov 1]

Ахмет Байтурсынов — великий сын казахского народа, духовный лидер нации, выдающийся просветитель, ученый-тюрколог, лингвист, реформатор орфографии казахского языка, создатель первых казахских учебников, поэт, публицист, основатель первой общенациональной газеты «Казах», видный общественный и политический деятель.

Ахмет Байтурсынов родился 15 (28) января 1873 года в урочище Сартюбек Тусунской волости Тургайского уезда (ныне – Жангильдинский район Костанайской области). Потомок прославленного героя сражений ХVII века с калмыцкими захватчиками батыра Аманжола, знаменитого воина Умбетей-батыра он перенял от своих предков гордость, чувство собственного достоинства, независимость характера и суждений, способность пойти на смерть за свои убеждения. Превыше всего дорожил своей честью и отец Ахмета – уважаемый среди сородичей-степняков, гордый, непреклонный Байтурсын. За избиение начальника уезда, оскорбившего его и весь род, Байтурсын вместе с братом Актасом был осужден на 15 лет каторжных работ. Столкнувшись с несправедливостью царского судопроизводства и беззащитностью неграмотного степняка перед законом, отец дал сородичам наказ обучить Ахмета русской грамоте, которой он и овладел в совершенстве. По окончании тургайского двухклассного русско-казахского училища Ахмет поступил учиться в Оренбургскую учительскую семинарию. В 1895 году успешно завершил учебу в семинарии и до 1909 года преподавал в аульных школах, двухклассных русско-казахских училищах Актюбинского, Тургайского, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Годы вдохновенного педагогического труда стали для Ахмета и временем большого личного счастья. Именно тогда в его жизнь вошла чистая и красивая любовь, которую мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная и сострадательная Бадрисафа пронесли через весь свой тернистый и многотрудный жизненный путь. Дочь лесного объездчика, квартирохозяйка молодого учителя, русская по крови Александра Ивановна душой восприняла казахские обычаи и традиции, покорив своих новых сородичей добротой, благородством и человечностью. Из-за невозможности сочетаться браком людям разной веры она вышла замуж как мусульманка по чужим документам, до конца дней своих став татаркой Бадрисафой Мухамедсадык-кызы Байтурсыновой. Верная и преданная подруга и соратник, она сполна разделила судьбу своего мужа – лидера казахского национально-освободительного движения. Активная политическая деятельность А.Байтурсынова началась в годы его заведования Каркаралинским русско-казахским училищем, тогда же состоялась его судьбоносная встреча с представителями передовой казахской интеллигенции А.Букейхановым и М.Дулатовым. Вместе с ними в 1905 году он участвует в написании знаменитой петиции на имя царя с требованиями политических свобод, которую подписали 14 тысяч человек. За участие в ее составлении Байтурсынов с июля 1909 по февраль 1910 гг. был заключен в Семипалатинскую тюрьму, затем выслан в Оренбург «без права проживания в пределах киргизских степей в течение двух лет» и с 1910 по 1917 год находился под негласным надзором полиции. Занимался журналистикой, этнографией, переводил русскую классику. В 1909 году в Петербурге был опубликован его сборник переводов крыловских басен – «Қырық мысал», а в 1911 году в Оренбурге вышла в свет первая книга стихов А.Байтурсынова «Маса» («Комар»). Стоя у истоков казахского языкознания, он разработал научную терминологию грамматики, создал новый казахский алфавит. Идеи, высказанные еще в 1914-1915 годах в пособии по языку «Тіл құрал» в послереволюционные годы были развиты в «Новой азбуке», пособии для учителей «Баяншы», в работах «Теория словесности», «Очерки литературы», «Язык – средство общения». С 1913 по 1918 год Байтурсынов был редактором общенациональной газеты «Казах», на страницах которой создавались идейные предпосылки казахской конституционно-демократической партии «Алаш», организационно оформившейся в июле 1917 года. Автором программы партии и одним из ее лидеров был А.Байтурсынов, активно отстаивающий на І Всекиргизском съезде идею независимого автономного государства. В декабре 1917 года на Втором Всекиргизском съезде, объявившем автономию «Алаш-Орда» и сформировавшем правительство, Байтурсынов становится членом правительства, руководителем комиссии по организации учебного дела. Впоследствии, понимая невозможность победы партии «Алаш», не желая братоубийственной войны, и надеясь на обещания большевиков справедливо решить проблемы казахского народа, в 1919 году он идет на сотрудничество с Советской властью, вступает в РКП(б). Делегат Всероссийского съезда Советов, член Военно-революционного комитета по управлению киргизским краем, а затем Народный комиссар просвещения Кир.АССР, член Каз.ЦИК, сотрудник газеты ЦК Компартии Туркестана «Ак жол», Академического центра Казахстана он всегда стоял на страже интересов казахского народа, был в числе тех, кто подписался под «Добавлениями к тезисам Ленина по национальному и колониальному вопросам», предостерегая от грубого, насильственного решения наболевших проблем. После исключения из компартии (1921 г.) в связи с якобы новыми фактами антисоветской деятельности, А.Байтурсынов отходит от политики. Занимаясь с 1922 года исключительно научно-педагогической деятельностью, он становится председателем научно-литературной комиссии при Наркомпросе. Огромной популярностью пользовались созданные им учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, литературоведческие статьи. Делегат V съезда Советов Казахстана (1925 г.) Ахмет Байтурсынов был инициатором возвращения казахскому народу его исторического названия, убедительно доказав делегатам съезда правильность наименования страны Казахская АССР. До 1929 года он работал преподавателем ВУЗов Алма-Аты и Ташкента, был участником І тюркологического съезда в Баку, съезда работников народного просвещения в Казани. В июне 1929 года он был арестован по обвинению в националистической антисоветской деятельности, приговорен к расстрелу, два года провел в Бутырской тюрьме г. Москвы в ожидании казни, в январе 1931 года замененной ссылкой на 10 лет в Архангельскую область. Тогда же в Томскую область была выслана его супруга с дочерью Шолпан. Только в 1934 году по ходатайству Международного Красного Креста, он получает возможность вернуться в Алма-Ату, воссоединиться с семьей. Пошатнувшееся здоровье, невозможность как политически неблагонадежному устроиться на работу, материальная нужда омрачили его последние годы. Консультант Центрального музея, а затем и просто билетный контролер, санитар в туберкулезном диспансере, он, повсеместно узнаваемый и почитаемый простыми людьми, вызывал опасения и ненависть властей, вновь и вновь оказывался без работы. После очередной провокации в октябре 1937 года А.Байтурсынов был вновь арестован и 8 декабря 1938 года расстрелян как «классовый враг» по обвинению в связи с террористической организацией – тюркской народной партией. 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана реабилитировал А.Байтурсынова за отсутствием в его действиях состава преступления. Ныне Ахмет Байтурсынов вновь со своим народом: в строках своих научных трудов и поэтических произведений, в названиях улиц Алматы и Костаная, в экспозициях музея, в благодарной народной памяти.

1 жауап

0 дауыс
план

1 Ахмет Байтурсынов — великий сын казахского народа,

2 труд ахмета байтурсынова

3 памят ахмета

вопросы

Ұқсас сұрақтар

...