Исследуя нравственность, религиозные философы задумывались и над такой существенной проблемой, как нравственный детерминизм, означающий причинную обусловленность всех явлений. Нравственный детерминизм условно подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний связан исключительно с внутренними взглядами, убеждениями человека, не зависит ни от каких внешних обстоятельств. Это так называемая автономная нравственность, или нравственность добродетели, которая, как известно, воспитывается всей жизнью и становится имманентным качеством морали человека. Эту точку зрения развивали Макиавелли, Монтень, Боден, Бейль, Гроций, Кант и др. Внешняя детерминация всецело зависит от социальных условий жизни человека. Эту концепцию активно отстаивал П. Гольбах, она была воспринята и углубленно развита марксистами и некоторыми немарксистами (к примеру, Э. Дюркгеймом).
Нравственный детерминизм - объективная обусловленность нравственности внешними, не зависящими от человека обстоятельствами.
Для своего времени каждая из точек зрения имела существенные основания и сыграла положительную роль. Но в сочинениях одних и тех же философов, независимо от того, придерживались ли концепции автономности морали, или ее социальной обусловленности, встречаются высказывания, противоречащие, а то и отбрасывающие свою же собственную точку зрения. В «Оправдании добра» В.С. Соловьев то высказывает мнение, что нравственность сама по себе определяет поведение человека, сама по себе ценность; то мораль – результат долгого исторического развития многих поколений, которые передавали нравственные ценности от прадедов к правнукам.
Думается, что обе концепции являются противоположными сторонами одного и того же предмета – морали. Да, сначала нормы нравственности вырабатывались в процессе общения людей, в ходе их совместной трудовой деятельности, а потом они закрепились в сознании и приобрели «автономный», ни от чего не зависимый характер. Бытовали и концепции нравственности знания: стоит заучить нормы знаний, человек становится этически грамотным и его поведение строится в соответствии с усвоенными знаниями. Такие суждения можно встретить у Сократа, Платона, аль-Фараби, И. Канта, Э. Дюркгейма и др.
В религии вопросы нравственности занимали центральное положение. Власть может употребить для наказания «железо». Церковь воздействует на человека только словом Божьем. Во всех священных писаниях сформулированы нравственные заповеди, которые, несомненно, служили достаточно верным ориентиром в воспитании подрастающих поколений и в налаживании нравственного общения между всеми людьми, к какому бы племени или народу они не принадлежали. Божьи и Христовы заповеди послужили основой для выработки законодательных норм древних государств, составили основу законодательства и многих современных государств. В этом заключается, безусловно, положительная роль религий в утверждении принципов и норм общественной нравственности.
Но нельзя закрывать глаза на то, что в самих этих нормах содержались положения, противоречащие друг другу, часто исключающие друг друга, особенно это характерно для норм Синайского Закона, сообщенного Богом Моисею на Синайской горе. Главным фактором обусловленности религии служил и продолжает служить страх божий. Эта детерминация прошла через тысячелетия существования указанных религий, и сегодня остается одной из главных. Можно было бы приводить сотни высказываний Бога, Моисея, Христа, Мухаммада, десятков богословов иудаизма, христианства, ислама, где основным мотивом веры служит страх божий. Воспитанию страха божьего служили гениальные поэмы А. Данте «Божественная комедия», Дж. Мильтона «Потерянный рай», Откровение святого Иоанна Богослова, описания ада в Библии, Коране и др. «картины», леденящие душу.